12.11.2021.

Ссылка  "Простое предложение" поможет вам напомнить основные сведения о предложении


======================================================================================

Односоставные предложения                              Д/З 27.11.2019

Виды односост.предл.

Сказуемое выражено:

Пример:

Цель использования:

определённо-личные

глагол 1-2 лица, ед и мн.ч, наст, буд.вр.

 

[я-мы;        ты- вы]

пишу письмо

 пишем письмо

пишешь письмо

пишете письмо

 

 В разговорном стиле или в художественной литературы для раскрытия духовного мира героя

неопределённо ичные

1) гл. 3-го лица мн. ч. наст.(буд) времени

2) гл. . мн. ч. прош. Вр. или сослагат. наклонения

пишут письма

напишут письма

писали письма

писали бы письма

 важно не лицо,совершающее действие, а само  действие

обобщенно-личные

 

О-Л  / Н-Л

+

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

любишь кататься- люби и саночки возить.

Цыплят по осени считают.

Смотришь вокруг и радуешься лету!

обобщение мысли

 

читатель-соучастник событий.

безличные

 (нет и не может

быть  подлежащего)

 

1Личным глаголом в безличном значении.

2. возвратной формой личного глагола; глагом, выражающим желательность, с примыкающим инфинитивом

 3. глаголом бытия, существования в сочетании с родительным падежом

4.неизменяемой глагольной формой нет

5.неопределённой формой глагола в сочетании со вспомогательным глаголом, местоимением или местоименным наречием

6. краткой формой страдательного причастия

7.словами категории состояния на -о; а также образованными от существительных (пора, стыд, позор и т. п.)

8. словами нужно, можно, нельзя с примыкающим инфинитивом

9. независимым инфинитивом

10. безличным глаголом Инфинитивом

1.Пахнет сеном, пахнет мятой...

2. Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. От радости хотелось петь.

3.Сегодня же  м е н я  здесь не будет.

4.Мечтам и годам нет  в о з в р а т а.

5.Вам будет на что посмотреть и подивиться.

Теперь на дачу ездить не за чем.

6. В комнате не прибрано.

7. В небесах торжественно и чудно!

Досуг мне разбирать твои грехи, щенок!

8. Мне нужно действовать.

9. Той мне ночи не забыть.

Так сыграть бы на дорожку.

10. Вечереет.

Мне нездоровится.

     С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.

Номинативные (назывные) предложения

по форме совпадает с подлежащим   и  совмещает  в  себе  функцию  наименования  предмета  и идею его существования, бытия.Номинативные предложения могут иметь в своем составе указательные частицы вот и вон.

Исчезающий день, погасающий свет..

Двенадцать. Четырнадцатое июля.

А вот и я!

 

П р и м е ч а н и я  1 1. Номинативные  предложения  не  следует  смешивать  с  неполными  двусоставными  предложениями,  в  которых  отсутствует  сказуемое,  но  имеется обстоятельство или дополнение, относящиеся к отсутствующему сказуемому. И кругом чужая ночь. 2. Следует отличать номинативные предложения от так называемого именительного темы   — синтаксической конструкции, выраженной существительным в именительном падеже или инфинитивом и называющей предмет речи последующего высказывания: Труд! Всё сейчас было полно им вокруг. Мечтать — какое это блаженство! Мир –вот что нужно людям!

 

П р и м е ч а н и е  2. Неопределённо-личные предложения не следует смешивать с двусоставными неполными, в которых опущено подлежащее, например: Пришла и встала у окна (А. Ахматова). Главный член в приведённом примере выражен в форме единственного (! но не множественного) числа прошедшего времени — предложение двусоставное неполное.

УПР.  текст 21  изложения "ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА " - творческое задание (сборник текстов в разделе "учебники" в правой колонке-№1)

Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными 

(язык  –  средство  общения  и  средство  мысли)  и  напишите  поэтическую  или 

прозаическую оду русскому языку или слову. Вспомните, что такое .ода как жанр: О́да (от греч. ᾠδή «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвященная какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Download
Для 10 и 11 классов
В данном документе вы найдете инструкции для написания рецензии и сочинения-эссе.
Материал поможет выполнить домашнее задание - написать рецензию на произведение, книгу, фильм, спектакль.
как писать рецензию.pdf
Adobe Acrobat Document 384.9 KB

19.11.2019

Download
11 класс: материал для написания сочинения
Отвечая на вопросы и выполняя задания, напишите сочинение по теме. Объем -4-5 страниц. Вспомните тексты изложений на эту же тему ("Родина")
№21 сочинение.pdf
Adobe Acrobat Document 119.6 KB

 Д/З :   на 15.01.2019

1) Г. Ф.    Хлебинская: § 79, стр.231, упр.192/1-3 предложения/

 

ИЛИ

2)В.Ф.Греков: §75, стр.273-274, упр.415/1-3 предложения/

 

+1) Текст № 2 «Алые паруса»-3-й  абзац:  переписать и объяснить знаки препинания//НИЖЕ-ВЫДЕЛЕНО

4)выполнить творческое задание к тексту№29 (Расскажите Грею и Ассоль о нашем времени и о себе в форме письма от

школьника XXI века.)

Повторить :

1) определение как второстепенный член предложения;

2) причастие,прич. оборот

учебник 7 класса  §12, стр.32; §14, стр.37-  

(см.справа)  

3) Хлебинская: §34,  стр.101

 

 

 

Текст 2                                АЛЫЕ         ПАРУСА

            Ассоль  читала.  По  странице  полз  зеленоватый  жучок,  останавливаясь  и

приподнимаясь на передних лапках. Уже два раза не без досады его сдували на

подоконник,  откуда  он  появлялся  вновь.  На  этот  раз  ему  почти  удалось

добраться  до  руки  девушки,  державшей  угол  страницы.  Ассоль  хотела

решительно сдуть гостя на траву, но вдруг случайный переход взгляда от одной

крыши  к  другой  открыл  ей  на  синей  морской  щели  уличного  пространства

белый корабль с алыми парусами.

         Она  вздрогнула,  откинулась,  замерла,  потом  резко  вскочила,  едва

сдерживая  слёзы  потрясения.  Корабль  в  это  время  огибал  небольшой  мыс,

держась к берегу углом левого борта. Негромкая музыка лилась в голубое небо

с белой палубы под огнём красного шёлка.

         Не  помня,  как  оставила  дом,  Ассоль  бежала  к  морю,  подхваченная

неодолимым ветром событий. На первом углу она остановилась почти без сил:

её  ноги  подкашивались,  а  дыхание  срывалось.  Вне  себя  от  страха  потерять

волю,  она  топнула  ногой  и  побежала  дальше.  Временами  то  крыша,  то  забор

скрывали  от  неё  алые  паруса.  Только  снова  увидев  корабль,  Ассоль

останавливалась, чтобы облегчённо вздохнуть. 

 

 

 

Имя существительное


Основное значение:1. Вопрос: кто? что? 2. Предмет.

 

Постоянные  признаки:

1. Одушевленное (кто?)  

 неодушевленное (что?)

2. Собственное (имя, название)нарицательное.

3. Род  мужской -мой стол

           женский - моя парта

           средний- моё место

4.     Склонение  (по окончанию  И.п. ед.числа существительного )

1-е скл -жен. и муж.  род с  окончаниями  -а, -я.

2-е скл. - муж. род  с нулевым окончанием или средн. род с окончаниями -о, -е

3-е скл. - жен. рода с нулевым окончанием. (с мягким знаком на конце)

 

Непостоянные признаки:

1.                       Число (единственное, множественное)

2.                       Падеж

Именительный

Кто? Что?

подлежащее

Родительный

Кого? Чего?

 

 

дополнение

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чем?

 

 

Синтаксическая  роль:

1)подлежащее – кто? Что?             (Кто?) Саша прочел интересную книгу.

2) дополнение- Р-П падежи                  Саша прочел (что?) книгу(В.п.)

3) обстоятельство-                                 Саша (где?) в саду читает книгу

 где,когда

 куда, откуда,

 как, зачем и почему?

каким образом? и др.

4) определение – какой? Чей?         Стихотворение (какое?) "Бородино" написал Ю.М.Лермонтов.

5)  сказуемое –

 Что делает предмет?          Саша читает книгу.  

Что с ним делается?              Книга читается легко.

Каков он?                                   Книга интересна.

 

 Что такое предмет?           Книга - это лучший подарок!

ед

мн

1 лицо  я пишу

1 лицо  мы пишем

2лицо   ты пишешь

2лицо   вы пишете

3 лицо  он пишет

               она

               они

3 лицо  они пишут-I спр. = Е

 

 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ -это изменение глагола по лицам и числам.

Что нужно знать?

1) У глаголов есть личные окончания (смотри раздел 2, выделены жёлтым цветом).

2) Окончания бывают ударные и безударные. Ударные окончания звучат чётко,это сильная позиция. Поэтому что слышим, то и пишем. Например: споёшь, споём, стоишь,говорим

3) Безударные окончания -это "опасная"позиция: гласные Е-И звучат одинаково, поэтому можно ошибиться в написании Е-И. Сравните: стел[ие]шь, пил[ие]шь. ( [ие]- И с призвуком Е).

4) Вот поэтому для слабой, безударной позиции существуют правила.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Ко 2-му склонению относятся // если безударные окончания!!!//:                                           +

+* 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть ненавидеть, обидеть,зависеть,терпеть, вертеть+

* 4 на -атьгнать,держать,слышать, дышать        

* все на -ить, кроме брить, стелить.                   

                        В окончании таких глаголов    пишем  -И-                                             

 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Все остальные глаголы на -ать, -ять -еть и др. относятся к I спряжению. В окончании таких глаголов пишем букву -Е-

05.11.2018.      Спряжение глаголов :

Греков (см. слева) §49, стр.177/глагольные формы

+§ 50,стр.180- как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно

1. Установить , действительно ли глагол имеет безударное окончание.

2. Поставить глагол в неопределенную форму.

3. На какие буквы оканчивается?

4. Применяй правило.


______________________________________________________________________________________  

 

Причастный оборот

Греков (см. слева) §

1. Обособляются  обстоятельства,  выраженные  деепричастием  (Д.)  или  деепричастным  оборотом  (Д.О.),  независимо от места, занимаемого ими по отношению к глаголу: 

 

Лишь змея, сухим бурьяном шелестя,

браздя рассыпчатый песок

с к о л ь з и л а  бережно;

потом, играя, нежася на нём,

тройным  с в и в а л а с я  кольцом. (М. Лермонтов) 

2. Деепричастие  (деепричастный  оборот),  стоящее  после  сочинительного  или  подчинительного  союза,  отделяется  от  него запятой:

 

Потом ты идёшь до погоста 

и, в камень уставясь в упор

в з д ы х а е ш ь  так нежно и 

просто за братьев моих и сестёр… (С. Есенин)

Исключением  является  употребление  деепричастного  оборота  после  союза  а,  когда  деепричастный  оборот  нельзя  отделить от этого союза:

Прочитайте  внимательно  этот  текст,  а  прочитав 

его,  приступайте  к  составлению  плана  (нельзя  сказать: 

«Прочитайте…, а приступайте…»).

При противопоставлении запятая ставится:

Не  приступайте  сразу  к  составлению  плана,  а,  прочитав текст,

продумайте последовательность  его составления

  (деепричастный  оборот  можно  отделить  от  союза  а:  Не 

приступайте сразу…, а продумайте…).

3. При  сочетании  деепричастий  и  деепричастных  оборотов, относящихся  к  одному  глаголу,  знаки  препинания  между  ними расставляются так же, как и при однородных членах:

 

Скинув шапки, молясь и вздыхая, г о в о р и л и   промеж мужики… (С. Есенин)

4. Если  рядом  стоящие  деепричастия  (деепричастные  обороты) относятся к разным глаголам-сказуемым, то запятыми выделяется каждое деепричастие (оборот):

 

 

Она  о с т а н о в и л а с ь, окинув взглядом присутствующих, и, увидев нужного ей человека,  н а п р а в и л а с ь  к нему.

Не обособляются:

1. Деепричастия, перешедшие в наречия (нехотя, молча, не спеша, не глядя, стоя, лёжа и др.): 

 

   

 Он  р а б о т а л  шутя (легко).

Но: Шутя, он  п р о д о л ж а л   р а б о т а т ь.

2. Деепричастия, перешедшие в предлоги: 

 

Начиная с июня я  п р и с т у п а ю  к работе. 

Я  п р и с т у п а ю  к работе начиная с июня.

3. Деепричастия,  начинающие  придаточные  определительные предложения:

[  ], (Д.   который…) Есть вещи, не зная которых нельзя продолжать эксперимент.

4. Деепричастие  (деепричастный  оборот),  соединённое  союзом и с необособленным обстоятельством:

 К двери кабинета все  п о д х о д и л и  обыкновенно перешёптываясь и на цыпочках

(Л. Толстой)

5. Деепричастие  (деепричастный  оборот),  соединённое  усилительной частицей и с глаголом-сказуемым:

Можно  п р о ж и т ь  и не хвастая умом. (М. Горький)

6. Деепричастие  (деепричастный  оборот),  составляющее  с глаголом-сказуемым смысловое единство: 

 

Жили Артамоновы ни с кем не знакомясь. (М. Горький) 

Вы и в залу  в х о д и т е  танцуя. (И. Тургенев)

7. Деепричастный оборот, являющийся фразеологизмом:

 

Он  р а б о т а л  засучив рукава.

Ср.: Врач, засучив рукава, тщательно в ы м ы л   руки 

 

(прямое значение).

 

 

 

глаг.

 


25/09/2018

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Озаглавьте текст

 

Спокоен и счастлив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не)завидна участь того кто р(а/о)зминулся с ней  поступился  совестью ради сиюминутной выгоды или хуже того  отрекся от нее из личного эгоизма.

Совес..?..ливый человек  (не) обманет  (не)украдет  (не) продаст  на произво..тве (не) схалтурит. В час..?..ной жизни  (не)оставит без помощи и вн…мания старых родителей или собстве(н/нн)ого ребенка  (не)  обид..т слабого и  (не)унизит себя л..цемерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..?..ный человек наделен..ый чувством д..стоинства справ..дливостью добротой. О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А.Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писан..ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

К.Ткаченко

Задания к тексту

1. Выявите авторскую идею и проблему(ы), затронутую(ые) в тексте.

2. Подберите оригинальный заголовок, соотнесенный с содержанием и авторской позицией.

3.  Определите лексическое значение слов:

 совесть - ________________________________

лицемерие - _____________________________

лесть - __________________________________

4. Объясните, как вы понимаете фразеологический оборот: поступился совестью.

 

5. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения . (5 баллов).

 

 

Поступиться - пожертвовать чем-л. ради кого-, чего-л., отказаться от чего-л. в пользу кого-, чего-л. Поступиться личными поступиться половиной родительского капитала. Мамин-Сибиряк, Наследник. — Как, по-твоему, можно ради большой правды поступиться малой? Гранин, Искатели.

Малый академический словарь

=======================================================================================

24/09/2018

Учитесь говорить и писать (Д.С.Лихачев)

 

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек

обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его

язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся

сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик,

его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не

говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а

жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше,

сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок,

неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным

человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в

обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были

длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно

быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна,

главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма,

дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на

велосипеде».

*****

-       Какие функции характерны для данного текста?  

-       Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля?

-       К чему призывает автор прочитанного нами текста?

-       Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым?  

 

-       Какие языковые средства указывают на данный стиль? 

Домашнее задание: 

Напишите текст выступления , отвечая на вопрос:

 

Согласны  ли  вы  с  мнением  Д. Лихачёва,  что  «язык  человека  –  это  его

мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него

 

рассказ о самом ярком впечатлении этого учебного года.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

СОВЕТЫ

1. ВСТУПЛЕНИЕ ."ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ ПОДНИМАЕТ   Д.С. ЛИХАЧЕВ,-..... По его мнению, ... "

2. Я согласен(не согласен) ..  

3. Выразите свою точку зрения, + актуальность проблемы- в чем?

4. Приведи аргументы (пословицы, афоризмы, художественная литература и публицистика, личный опыти др. -на выбор 1-2)

5. Сделай вывод (-это обобщение по вопросу).

_______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Корни с чередованием

Рус.яз. Оформление тетрадей

Двадцатое апреля

Контрольное изложение

с творческим заданием

 

Причуды времени

______________________________________________________________________

ДЗ на .31.01.2018

Греков стр.290-292,§79, упр.230-устно, 234-письм(1-5 предложений)+ текст №6 -устно пересказ близко к тексту. На страничке "Экзамены в 11 классе" есть материал для самоподготовки.

_____________________________________________________________________________________

11 класс, русский язык. Д/З :   на 12.01.2018

 

1)А.И.Власенко/ваш учебник/- темы нет

2) Г. Ф.    Хлебинская: § 79, стр.231, упр.192/1-3/

3)В.Ф.Греков: §75, стр.273-274, упр.415/1-3/

 

3)Текст № 2 «Алые паруса»-3-й  абзац :  переписать и объяснить знаки препинания

4)выполнить творческое задание к тексту№2

Повторить :1) определение как второстепенный член предложения;

2)1. §12,стр.32; §14, стр.37- учебник 7класса  2. Хлебинская: §34,  стр.101

Для Ю.Г.

Греков(справа сноска): § 51-54, стр.191-203- прочесть, разобраться,особенно §54 - часто встречаемая орфограмма   - Н  -  НН в причастиях. Опасная зона!  Н и НН пишутся в существительных, прилагательных и причастиях. Это уже разные правила написания.Поэтому важно правильно определить часть речи./см.справочник  Грекова/.

          Прилагательные могут быть образованы от существительных и глаголов.  Прилагательные отглагольные и причастия близки, различаются исключениями, их нужно выучить наизусть.

Остальное найдёшь в учебнике.

        Письменно  упр.№ 312,  318, 320.

Возьми текст №2 для подготовки к экзаменам, выполни изложение (как в классе) и напиши сочинение по предложенной теме.

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Download
Г. Ф. Хлебинская
РУССКИЙ
ЯЗЫК
11 КЛАСС
10-11 учебник русского языка !!!.pdf
Adobe Acrobat Document 1.8 MB

ять10.11.2017

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

1.Поставить слово в начальную форму.

2.Определить часть речи //каждая часть речи имеет свойственное ей окончание//

3. Выделить окончание, изменив форму слова.

4. Выделить суффиксы, записать 1-2 слова с тем же окончанием.

5. Выделить приставку, записать 1-2 слова стой же приставкой и/или замените приставку в слове

6. Выделить основу слова.

7.Определить корень слова путём подбора однокоренных слов.

_____________________________________

Стр.195=197- теория :   В учебнике Хлебинской вы найдете материал о второстепенных членах предложениях . Домашнее упр.175-определить стили речи,обосновать + письменное задание ко 2-й части.                23.11.2017

Морфемный разбор

Жители подводного мира.

1.Подводного (мира)- подводный.

2. Какой?  прилагательное.

3. - ого    окончание: подводному, подводным.

4.  -Н-        суффикс:заводной, походный.

5.  ПОД-    приставка: подберёзовик.

6.  Подводн- основа.

7. -ВОД-          корень: водный, вода, водянистый.

_____________________________________

___________________________________


 

на этих страницах помещены таблицы расстановки знаков препинания!

можно еще в таком виде представить

Запомните исключения: росток, отрасль, Ростов,Ростислав, ростовщик.

5/03/2017

Продолжаем готовиться к сочинению.

Любое сочинение-рассуждение предполагает аргументацию, основанную на своем читательском опыте. Но иногда не так легко подобрать произведение крупного жанра. Для этой цели можно использовать публицистику. Ссылка ниже приведет вас на сайт, где вы найдете тематическую подборку статей и небольших рассказов на разные темы. Используйте их для сочинения.


02.03.2017.

Готовимся к контрольному сочинению. Ниже даны ссылки на материалы, которые помогут вам создать вступление к сочинению. Выберите один из предложенных вариантов, который поможет вам лучше раскрыть тему. Позже мы познакомимся с вариантами раскрытия основной части.


30.01.2017

Сайт с правилами "Сложные существительные"


16.01.2017

Правописание падежных окончаний существительных.

Что нужно знать?

Морфологический разбор существительных

Основное значение:1. Вопрос: кто? что? 2. Предмет.

Постоянные  признаки:

1. Одушевленное (кто?)  

 неодушевленное (что?)

2. Собственное (имя, название), нарицательное.

3. Род  мужской -мой стол

           женский - моя парта

           средний- моё место

 

4.     Склонение  (по окончанию  И.п. ед.числа существительного )

1-е скл -жен. и муж.  род с  окончаниями  -а, -я.

2-е скл. - муж. род  с нулевым окончанием или средн. род с окончаниями -о, -е

3-е скл. - жен. рода с нулевым окончанием. (с мягким знаком на конце)

Непостоянные признаки:

1.                       Число (единственное, множественное)

2.                       Падежи

 Именительный:кто? что?

Родительный: кого?чего?

Дательный: кому? чему?

Винительный: кого? что?

Творительный: кем? чем?

Предложный: о ком? о чем?

 

                       

1. Р.п., ед.число, мужской род   ===============

сущ. вещественные

отвлеченные

некоторые собирательные

значение:

какое-то количество веществ

(или отсутствие количества)

в том числе часть от целого

НАПРИМЕР:

пишется окончание    

банка мёд-у

ни грамма сахар-у

выпить ча-ю

При условии:  значение количества!!!

Мера  проявления признака или количества

Много шум-у

немало мусор-у

НО:

ЕСЛИ нет количественного значения, пишутся окончания -А, -Я :

 не слышно шум-а, уборка мусор-а       

 

ЗАПАХ МЕД-А, ПРОИЗВОДСТВО САХАР-А, ВКУС ЧА-Я

2.ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ=====================

ЕД.ЧИСЛА,                                + предлоги  В, НА

МУЖ. РОДА

 

1) пишутся окончания -у,  -ю, если являются обстоятельствами места, времени, образа действия: например - гулять (где?) в лесу.

2) пишется окончание -Е, если являются  дополнением (имеет объектное значение.):

например - главная роль (в чём?) в "Лес-е".

                                        (НО: в драме "Лес")

 

 

Стилистические особенности:

 

окончание

стиль речи

прим+еры

–Е

нейтральн.(книжн.),

официальн.сообщение

на дуб-е

в  академическом отпуск-е

–У,    

разговорный или профессиональный,

неофициальный х-р

я в отпуск-у

лаки на спирт

 

 

 


3. Некоторые сущ. мужского рода во множественном числе имеют варианты в И.п.

 

форма сущ

1-я группа

2-я группа

м.р

мн.ч.

И.п.

различаются по значению (лексические омонимы)

разная стилевая принадлежность

 

Примеры

боевые ордена

рыцарские ордены

школьные лагеря-   

   противоборствующие лагери

Равноправные в-ты:

прожекторы-            прожектора

      тракторы-                 трактора

инструкторы-           инструктора

Книжная речь: Разговорная:

договоры            договора

    слесари            слесаря

редакторы          редактора

Устаревшие в-ты и профессиональная лексика:

лекари-лекаря

вызовы-вызова

 

4. сущ

значение = могут иметь нулевое окончание

Р.п.(кого?чего?)

национальность

культура татар  , англичан  .

НО: монголов, якутов

мн.число

род воинской службы

нет солдат, гусар

муж.р.

некоторые  плоды

единицы измерения

отдельные предметы + парные

 

сто ватт, ампер

пара ботинок, сапог

 

14.09.2016

Пройдите по ссылкам выше и познакомьтесь с темой урока