10.03.2020

Материалы для сочинения.   Контент  «Милосердие».

темы

1.Милосердие никогда не бывает ошибкой

2. Против милосердия и меч бессилен

 

3. Милосердие начинается дома

I.  Вступление.

1)Как вы понимаете значение слова "милосердие"? Какие синонимы предложите? Какие ассоциации возникают?

«Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».( Ожегов С. И. Словарь русского языка).

2)Какое событие в жизни привело к размышлению над этим понятием?

- услышали о том, что кто-то кому-то помог?, а может – не помог?_, прочитали какой-нибудь рассказ?, а может зашел разговор в школе на уроке русского языка или литературы?,  во время чтения произведения? Какого?

II. Основная часть.

1. Тема милосердия, сочувствия, сопереживания, добра волновала людей давно . До нас дошли пословицы, поговорки, притчи.

Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Сострадание — начало человеколюбия. Против милосердия и меч бессилен. Пусть пред тобой закрыты все врата, дверь милосердия всё же открыта. Доброе дело питает и душу и тело. Добрый человек в добре живет век. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром. Память людская милосердна и стирает лишнее. Милосердие никогда не бывает ошибкой.

- Вспомните притчи о блудном сыне и добром самарянине.

- Какой нравоучительный смысл несет каждая? Чему учит?

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.   Случайно той дорогой шел один священник и, увидев его, прошел мимо.   Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

   Некий же самарянин, проезжая, подошел к нему, и, увидев его, сжалился,

 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;   а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: „Позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе“.

  Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

  Человек сказал: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди и поступай так же».

Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия.

2. Об этом пишут писатели. С какими произведениями вы познакомились в школе и вне школы? О чем , о ком они? Как в них поступают герои? Какие размышления вызывают у вас?  Обратите внимание на следующих авторов и их произведения.

1) В. П. Астафьев

      - «Конь с розовой гривой».

      - «Фотография, на которой меня нет».

2) К. Т. Паустовский

      - «Телеграмма»

3) В. Г. Короленко

      - «Парадокс»

4) А. Алексин (любое произведение)

5) И другие авторы и их произведения…

3. Прочитайте материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. Кратко расскажите о них.

              Мать Тереза

              Императрица Александра Фёдоровна (стихотворение Есенина)

              Движение сестер милосердия

              Международный Красный Крест

              Доктор Л. Рошаль

СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...

Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! К его формированию приложили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие известные люди.

О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя ".

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

Мать Тереза. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

 

И.С.Тургенев , «Памяти Вревской»

Юлия Петровна Вревская, баронесса. Друг И. С. Тургенева. Во время русско-турецкой войны — сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста. Умерла от тифа.

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

4. Поразмышляйте над афоризмами, запишите свои мысли. Какое отношение к себе вы бы хотели видеть со стороны других людей?

1)Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить         другим. Д.С.Лихачёв

2) Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то   ехать, то это едва ли милосердие.      Л.Н.Толстой

3. Даниил Гранин, советский писатель.

           Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

            Упражняется ли милосердие в нашей жизни?.. Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Толчок, призыв к нему?

            Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моем детстве: слепых, калек, просто просящих подаяние в поездах, на вокзалах, на рынках, — отец всегда давал медяк и говорил: поди подай. И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело довольно страшновато, — подавал. Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

И как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить.

 


) Тревожьтесь обо мне

   Пристрастно и глубоко.

    Не стойте в стороне,

    Когда мне одиноко.

    Желайте мне добра

    И рядом и не рядом…

                                        Е.Евтушенко

4.Нам не дано предугадать,

   Как наше слово отзовётся,-

   И нам сочувствие даётся,

   Как нам даётся благодать…

                                      Ф.И.Тютчев


 

III. Заключение. Познакомьтесь с правилами. Какие вы считаете самыми важными? А может предложите свои? Это будет заключение в вашем сочинении. Памятка «Жизненные правила».

 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких,  друзей.

2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.

3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

 

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ БЕЗУДАРНОЕ  ОКОНЧАНИЕ ГЛАГОЛОВ

ед

мн

1 лицо  я пишу

1 лицо  мы пишем

2лицо   ты пишешь

2лицо   вы пишете

3 лицо  он пишет

               она

               они

3 лицо  они пишут-I спр. = Е

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ -это изменение глагола по лицам и числам.

Что нужно знать?

1) У глаголов есть личные окончания (смотри раздел 2, выделены жёлтым цветом).

2) Окончания бывают ударные и безударные. Ударные окончания звучат чётко,это сильная позиция. Поэтому что слышим, то и пишем. Например: споёшь, споём, стоишь,говорим

3) Безударные окончания -это "опасная"позиция: гласные Е-И звучат одинаково, поэтому можно ошибиться в написании Е-И. Сравните: стел[ие]шь, пил[ие]шь. ( [ие]- И с призвуком Е).

4) Вот поэтому для слабой, безударной позиции существуют правила.

___________________________________________________

 

Ко 2-му склонению относятся // если безударные окончания!!!//:                                           +

+* 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть ненавидеть, обидеть,зависеть,терпеть, вертеть+

* 4 на -атьгнать,держать,слышать, дышать        

* все на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться.                   

                        В окончании таких глаголов    пишем  -И-                                             

 ______________________________________________________

 

Все остальные глаголы на -ать, -ять -еть и др. относятся к I спряжению. В окончании таких глаголов пишем букву -Е-

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Задание - 20.02,2019   

10 кл.                                

Как встать взрослым

1.Все ребята мечтали встать взрослыми.  2.Я тоже с ранних лет мечтал стать взрослым.3.Вот дорасту до дверной ручки,  думал я,  стану взрослым. 4. Но шло время,  я вырастал из ботинок,  мне сделалась  мала кровать, а  я все не взрослел. 5.Я стал понимать, что дело не в росте. 6.А в чем же? 7.Долгое время я не мог ответить на этот вопрос.

8.В первый раз почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. 9.Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. 10.А тут  вдруг заметил и пожалел маму. 11.Она несла  большую тяжелую сумку с картошкой, и  я первый раз в жизни подумал: «Ей, наверное, тяжело».

12.Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. 13.Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость в этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме!

14. Я стал внимательнее и  к другим людям.  15.Человек взрослеет не сразу. 16. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста. 17. Я знаю молодых людей, у которых в кармане паспорт, а они так и не стали взрослыми: когда-то  таких называли недорослями.

18. Хорошо ли быть взрослым? 19. Хорошо! 20. А легко ли? 21. Скажу честно: трудно! 22.Ведь взрослый человек должен быть самостоятельным, должен сам принимать решения, совершать поступки, преодолевать трудности, должен отвечать перед людьми за свою жизнь и за жизнь общества. 

23.Да, взрослым человеком быть хорошо, даже прекрасно. 24. Но при условии, что жизнь твоя будет наполненной  и впереди у тебя будет высокая цель. 25.Такая жизнь не приходит сама собой. 26  Её человек должен создать сам.  27.И чем раньше вы это поймете, чем раньше сделаете свои первые самостоятельные шаги, тем больше вам будет сопутствовать удача.

                                                                                                (По  Ю. Яковлеву)

Задания к тексту.

 

1.     В каком стиле написан текст?

2.     Какова тема текста?

3.     Какова основная мысль текста?

4.     Какой  основной тип речи использован  в этой статье?

5.     Назовите ключевые слова.

6.     Верно ли утверждение автора в том, что процесс  взросления зависит не только от возраста? Какие трудности стоят перед взрослым человеком?  Как вы готовите себя к «взрослой жизни»?

7.     Как вы понимаете выражение «высокая цель»?

8.     В каком значении употреблено слово «высокая»  в прямом или переносном?

9.     Каковы средства связи в предложении текста?

10.                       Назовите предложения,  в которых используется прямая речь. – перестройтепрямую речь в косвенную.

11.                       Сделайте синтаксический разбор предложения  №17.

12.                       Найдите побудительные предложение и укажите их.

 

13.                       Сделать морфологический разбор слова «высокая цель)»

Домашнее задание 04.02.2019. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

 

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

+

Учебник Грекова: § 49-50, стр.177-190

Выучить спряжение глаголов : какие глаголы с безударным личным окончанием относятся ко II спряжению?   


14.01.2019

Ссылка имя числительное

 

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

внимание!!! 17.11

Контрольное сочинение

Вечное противостояние добра и зла(через проблемный анализ текста)

АРГУМЕНТ С ОПОРОЙ НА ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ

В сочинении по русскому языку ученику необходимо доказать свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста. Аргументировать нужно, опираясь на читательский опыт.

Аргументами могут быть фрагменты из произведений художественной, исторической, научно-популярной литературы. В некоторых случаях довольно сложно подобрать аргумент из литературы. Поэтому можно воспользоваться публицистическими текстами, написанными деятелями культуры, учёными, журналистами

Совет:

Кратко передайте содержание текста, обязательно отразив авторскую точку зрения. И такой сжатый текст станет аргументом к сочинению. И именно аргументом из читательского опыта. При необходимости используйте в качестве тезисов к сочинению афоризмы, помещенные ниже.


Притча о добре и зле

       Однажды старый индеец – вождь племени разговаривал с внуком о плохих и хороших людях.
Он объяснил мальчику, что плохих людей не бывает, что в каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков.

       Мальчик задумался, а потом спросил:

– Какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец ответил:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

 

***

Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. Чувствуете? Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. Добро радуется чужому счастью, зло - чужому страданию. Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. Добро стесняется своих побуждений, а зло - своих. Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя - под великое добро. Как это, говорите, бывает? Как это добро маскируется? Неужели не замечали?..

Ежедневно это происходит, ежедневно! ..

…Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?

Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно... Вряд ли. Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

(По В. Дудинцеву)

Высказывания и афоризмы о зле и добре.

Сеешь зло — так жди кровавой жатвы. Расин Жан

Кто доброе сеет — добро его плод,кто злое посеет — злодейство пожнет. Саади

Есть только один способ положить конец злу — делать добро злым людям.Толстой Л. Н.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром». Конфуций

Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону. Теренций

Не рождается зло от добра и обратно...Различать их нам взгляд человеческий дан! Омар Хайям

Добро — не наука, оно действие.  Ромен.Роллан / Сокрытие зла питает и оживляет его.Вергилий

Зло исцеляют противоположным.Вольтер/ Только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души, непримиримо ненавидеть зло. Шиллер Ф./ В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.  Джами / Тот, кто делает добро другим, сам от этого вкушает радость. Наваррская М.

 

Необходимым следствием порядка вещей становится то, что злой извлекает двойную выгоду: из собственной несправедливости и из честности других. Руссо Ж. / Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому не хватает времени быть добрым. РАБИНДРАНАТ  ТАГОР

_________________________________________________________________

Подробно по ссылке →


11/12/2018

Морфологический разбор существительных

        I.            Основное значение:1. Вопрос: кто? что? 2. Предмет.

II.            Постоянные  признаки: 1. Одушевленное (кто?)  неодушевленное (что?) 2. Собственное (имя, название), нарицательное. 3. Род  мужской -мой стол,   женский - моя парта,  средний- моё место

4.     Склонение  (по окончанию  И.п. ед.числа существительного )

1-е скл -жен. и муж.  род с  окончаниями  -а, -я   .2-е скл. - муж. род  с нулевым окончанием или средн. род с окончаниями -о, -е    3-е скл. - жен. рода с нулевым окончанием. (с мягким знаком на конце)

Непостоянные признаки:

1.                       Число (единственное, множественное)

2.                       Падеж

Именительный

Кто? Что?

подлежащее

Родительный

Кого? Чего?

 

 

дополнение

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чем?

 

 

 

Синтаксическая  роль

Морфологический разбор прилагат.

        I.            Основное значение:1. Вопрос какой?чей? 2.Качество предмета

      II.            Постоянные  признаки: разряд (качеств., относит., притяж.), у качеств.- краткая /полная ф., степень(если есть);

             Непостоянные признаки:  число (единственное, множественное), род (в ед.ч.),  падеж

 

    III.            Синтаксическая  роль:

________________________________________________________________________________________

25/09/2018  10-А           10-Б

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

 

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.             А.Фет

 

 

 

10-А   

Домашнее задание

I/ 

1) Выразительное чтение стихотворения.

2) назвать образы стихотворения 

3)определить роль звукового состава слов-образов

***справа вы можете видеть фонетические приемы в лит. произведении..

Более подробно найдете на сайте по ссылке здесь

Поэтические приёмы. Звукопись

Применение разнообразных приёмов для усиления  звуковой выразительности стихотворений.

Звукопись (инструментовка) - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и без­ударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту свое­образную симметрию.

 

Звукопись создаётся самыми различными приёмами: 

1. Аллитерация -повторение согласных.

2. Ассонанс — повторение гласных.

3. Каламбурные рифмы

4. Анафора  — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

5. Эпифора  — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф.

6. Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть»

 


09/09/2018

Греков;  §22, стр.97-100

_____________________________________


Контрольная работа

Повторить:

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.

Чередование звуков. Фонетический разбор.

Морфемный разбор.

 

Основные способы словообразования.

Словообразовательный разбор.

Понятие о морфологии и орфографии.

Основные принципы русской орфографии.

Правописание проверяемых, непроверяемых

и чередующихся гласных в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц.

Правописание проверяемых,

непроизносимых и двойных согласных в корне слова.

Правописание гласных и согласных в приставках.

 

_______________________

 

Пройдите по ссылке "КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ" на страницу11 класса. Здесь вы найдете таблицы с нужным для повторения материалом.


ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

КОГДА ПРИХОДИТ ВДОХНОВЕНИЕ...

8.11.2017.

Создаём сочинение

КОГДА ПРИХОДИТ ВДОХНОВЕНИЕ

Допишите и распространите предложения и мысли.

I..Вдохновение - это....(свои мысли) + цитату(ы) (необходимо прокомментировать):

-...такая гостья, которая не любит посещать ленивых.(П.И.Чайковский - известный русский композитор, автор опер "Евгений Онегин", "Пиковая дама")

-...умение приводить себя в рабочее состояние.

(А.С.Пушкин)

-..творческий подъём, прилив творческих сил.(К.Г.Паустовский)

 

 

II.Используя лексику, опишите состояние в момент творческого подъёма:

1)прилагательные: светлое, лучистое, летящее,волшебное,

яркое, божественное, творящее...

2)глаголы: поёт, зовет, вдыхает жизнь, окрыляет, дает силы, освещает...

3)ассоциации: радость, солнце, вершина, ...

III. Продолжить предложение в том порядке, который вам необходим:

1)Чем бы я ни занимался в жизни, ..

2) Пока есть вдохновение, ...

3)У вдохновения нет...

4)Вдохновение приходит, когда...

5)Подберите еще примеры, если нужно.

VI. Заключительное предложение - это вывод из того, о чем вы писали. Можете прибегнуть к интересной цитате, например: "Вдохновение приходит только во время работы",- говорил известный южноамериканский писатель Габриэль Маркес. ...


26.09.2017

В помощь десятиклассникам /материал к выполнению ДЗ.

1. Спишите в тетрадь стихотворение Тютчева или Фета / любое, какое хотите.

2. Подчеркните слова,словосочетания, которые являются тропами - слева запишите название.

ПРИМЕР

 Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Тропы:

1. Олицетворения-все ожило,
сердцу стало тепло... -служат для передачи состояния духовного спокойствия, тихой радости лирического героя.

2. Эпитет- отжившем сердце,
  время золотое - эпитеты создают образные картины; в данном случае- чувство любви, которое волновало героя, оживает в его уставшем("отжившем") от старости и жизненных сложностей сердце при встрече с бывшей любовью.

Фигуры речи:

1.Умолчание (многоточие в конце первой строфы) - говорит о том, что лирический герой задумался .

2. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение предложений и

Анафора – повторение слов в начале предложений или строк, идущих друг за другом

 

 

 

 



Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...