Задания к тексту:

 

1) Объясните орфограммы.

 

2) Укажите, какой частью речи являются подчеркнутые одной чертой слова. Аргументируйте ответ.

 

3) Подберите к выделенным курсивом словам синонимы, антонимы, омонимы, если это возможно.

 

4) От подчеркнутого одной чертой глагола образуйте все возможные формы.

 

5) Объясните пунктограммы.

 

 

 

Примерный план лингвистического анализа

 

1. Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы, очевидное их отсутствие).

 

2. Лексический строй текста (синонимы, синонимические ряды, антонимы).

 

3. Морфологический строй текста (какие части речи преобладают, чем это может быть обусловлено; соотношение видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия).

 

4. Синтаксическая организация (структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений).

 

5. Использование средств художественной изобразительности (употребление слов в переносном значении, метафор, стилистически окрашенной лексики — просторечий, разговорных или книжных выражений).

 

6. Особенности языка автора (авторские неологизмы, опорные (ключевые) слова).

 

7. Роль аллюзий, цитат (интертекстуальность фрагмента, произведения).

 

8. Единство и взаимодействие всех компонентов текста.

 

_____________________________________________________________________________________

Образец плана комплексного анализа текста 
для обучающихся 9-11 классов
 
1.  Прочитайте  текст.  При  чтении  используйте  интонационные
подчёркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К
какому  литературному  направлению  принадлежал?  Чем  прославился?)
Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3.  К  какому  функциональному  стилю  речи  принадлежит  текст?  (К
художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения,
очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
6. Какое настроение преобладает в тексте?
7. Определите тему текста.
8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть,
подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
10.  Как  связаны  части  текста?  Обратите  внимание  на  лексические  и
синтаксические  средства  связи  (повторяющиеся  слова,  синтаксические
параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и
интонации, на порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12.  На  каком  приеме/приемах  построен  текст  (сопоставление,
противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие
мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и
пр.)?
13. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
14. Понаблюдайте над лексикой текста.
Найдите  незнакомые  или  непонятные  слова  и  установите  их  значения  по
словарю.
Обратите внимание на правописание этих слов.
Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?
Понаблюдайте  за  различными  повторами  (анафорами,  эпифорами,
лексическими  повторами,  повторами  однокоренных  слов).  Чем  они
обусловлены?
Найдите  в  тексте  лексические  и  контекстуальные  синонимы  и/или
антонимы.
Найдите перифразы. С какими целями они использованы? 
Найдите  многозначные  слова  и  слова,  употребленные  в  тексте  в
переносном значении.
Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление
архаизмов,  историзмов,  неологизмов  терминов;  на  оценочные  слова,  на
разговорные,  просторечные  или,  наоборот,  слона  возвышенного  стиля.
Зачем они употреблены автором? 
Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
Обратите,  внимание  на  средства  художественной  выразительности  и
фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

____________________________________________________________________________

Алгоритм написания сочинения по прочитанному тексту
 
✓  Сформулируйте  и  прокомментируйте  одну  из  проблем,
поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
✓  Сформулируйте  позицию  автора.  Напишите,  согласны  или  не
согласны  вы  с  точкой  зрения  автора  прочитанного  текста.  Объясните,
почему.
✓  Свой  ответ  аргументируйте,  опираясь  на  знания,  жизненный  или
читательский опыт.
✓  Объём сочинения – не менее 150 слов.
*Работа,  написанная  без  опоры  на  прочитанный  текст  (не  по  данному
тексту),  не  оценивается.  Если  сочинение  представляет  собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы 
то  ни  было  комментариев,  то  такая  работа  оценивается  нулём  баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.