Download
Материалы к сочинению
Воспользуйтесь материалами к сочинению. Вспомните, как мы работали на уроке, к каким выводам пришли и, конечно, какое сочинение -коллективное- у нас получилось.
Помните: вывод может представлять собой а) рассказ о Родине - Донбассе или 2) отзыв о работе мастерской(актуальность слов, которые стали темой сочинения и с каким интересом вы работали, обсуждали поднятые проблемы) и т.п.
творческая мастерская РОДИНА.pdf
Adobe Acrobat Document 642.2 KB

Основное значение:1. Вопрос: кто? что? 2. Предмет.

Постоянные  признаки:

1. Одушевленное (кто?)  

 неодушевленное (что?)

2. Собственное (имя, название)нарицательное.

3. Род  мужской -мой стол

           женский - моя парта

           средний- моё место

4.     Склонение  (по окончанию  И.п. ед.числа существительного )

1-е скл -жен. и муж.  род с  окончаниями  -а, -я.

2-е скл. - муж. род  с нулевым окончанием или средн. род с окончаниями -о, -е

3-е скл. - жен. рода с нулевым окончанием. (с мягким знаком на конце)

 

Непостоянные признаки:

1.                       Число (единственное, множественное)

2.                       Падеж

 

Именительный

Кто? Что?

подлежащее

Родительный

Кого? Чего?

 

 

дополнение

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чем?

 

Синтаксическая  роль:

 

1)подлежащее – кто? Что?             (Кто?) Саша прочел интересную книгу.

2) дополнение- Р-П падежи                  Саша прочел (что?) книгу(В.п.)

3) обстоятельство-                                 Саша (где?) в саду читает книгу

 где,когда

 куда, откуда,

 как, зачем и почему?

каким образом? и др.

4) определение – какой? Чей?         Стихотворение (какое?) "Бородино" написал Ю.М.Лермонтов.

5)  сказуемое –

 Что делает предмет?          Саша читает книгу.  

Что с ним делается?              Книга читается легко.

Каков он?                                   Книга интересна.

 Что такое предмет?           Книга - это лучший подарок!

 

24.09.2018

Озаглавьте текст

 

Спокоен и счастлив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не)завидна участь того кто р(а/о)зминулся с ней  поступился  совестью ради сиюминутной выгоды или хуже того  отрекся от нее из личного эгоизма.

Совес..?..ливый человек  (не) обманет  (не)украдет  (не) продаст  на произво..тве (не) схалтурит. В час..?..ной жизни  (не)оставит без помощи и вн…мания старых родителей или собстве(н/нн)ого ребенка  (не)  обид..т слабого и  (не)унизит себя л..цемерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..?..ный человек наделен..ый чувством д..стоинства справ..дливостью добротой. О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А.Добролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писан..ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

К.Ткаченко

 

Домашнее задание    24.09.2018

1. Подобрать аргументы по теме "Совесть (совестливость)",.Это может быть 1-3 высказывания известных людей,  1-2 пословицы, 

2. Прокомментируйте эти высказывания с точки зрения позиции их авторов (устно).

3. Выскажите свое понимание проблемы, с кем вы согласны, что ближе вашим взглядам.(письменно) 

NB! При затруднениях обратитесь к записям в классной работе.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

АРГУМЕНТЫ (в помощь)

   Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу.  Я имею в виду то, что называется «честью мундира». .
(По Д.С. Лихачеву)

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 


Повторите постановку (или отсутствие) тире.

Посте теоретического материала есть интерактивный тренажер.


22.03.2017

1. Подберите синонимы к слову размышлять

2. От какого слова образованы слова улыбнувшись, вспомнив, заговорив, прочитав?  "у ", и ", и "а"- это суффиксы неопределенной формы глагола.

Рассуждайте так: взявшись (что сделав? сов.вида) это деепричастие, значит образовано от глагола=что сделать? = взяться с помощью суффикса -вши- от производной основы   взя-ся //без окончания//- это суффиксальный способ словообразования.

 

3.Повторите разбор глагола. Помните, что основное грамматическое значение глагола-это действие предмета.

 

4.Повторите полный синтаксический разбор .

Разберите предложение мальчик  тем временем заснул и  не слышал звучащих песен, подхваченных рыбаками

5. Дан текст. Прочитайте его. По содержанию текста составьте 2 вопроса к собеседнику .

Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен теплой и спокойной темно-малиновой краской; на нем ярко светились голубые ставни трех окон и одинарная решетчатая ставня чердачного окна; крышу с левой стороны красиво прикрывала густая зелень вяза и липы. На дворе и в саду было множество уютных закоулков, как будто нарочно для игры в прятки. Особенно хорош сад, небольшой, но густой и приятно запутанный; в одном углу его стояла маленькая, точно игрушка, баня; в другом была большая, довольно глубокая яма; она заросла бурьяном, а из него торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани. Слева сад ограждала стена конюшен полковника Овсянникова, справа — постройки Бетленга; в глубине он соприкасался с усадьбой молочницы Петровны, бабы толстой, красной, шумной, похожей на колокол; ее домик, осевший в землю, темный и ветхий, хорошо покрытый мхом, добродушно смотрел двумя окнами в поле, исковырянное глубокими оврагами, с тяжелой синей тучей леса вдали; по полю целый день двигались, бегали солдаты, — в косых лучах осеннего солнца сверкали белые молнии штыков.

ПРИМЕР:

1.Вы обратили внимание, что новый дом деда Каширина выглядит нарядней прежнего?

2.Восхищает ли вас небольшой сад с небольшими закоулками, где так любят играть в прятки дети?


Биография Сергея Григорьева:

Сергей Алексеевич Григорьев родился 5 июля 1910 года в Луганске. Еще в младенческом возрасте переезжает вместе с родителями в Запорожье, где проходит его детство. Интересоваться живописью Григорьев начал очень рано, поэтому ни минуты не колебался в выборе будущей профессии: сначала он окончил Запорожскую художественно-профессиональную школу, затем ВХУТЕМАС, после учился в Киевском художественном институте у Ф.Г. Кричевского. Там он проявил себя активным и деятельным человеком, принимал участие в организации «Объединение молодых художников Украины».

После окончания института Григорьев переезжает в Харьков, где создает целую серию плакатов, посвященных труду и достижениям советских граждан. Там начинается не только художественная и выставочная его деятельность, но и педагогическая — в Харьковском художественном институте он занимает должность ассистента по рисунку и графике. В 1934 году его приглашают в Киевский художественный институт на должность доцента.

Даже во время Великой Отечественной войны, которую он провел в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии, он не переставал заниматься живописью. Наиболее значительная его работа того времени — «Детская музыкальная школа».

После войны Сергей Григорьев возвращается в Киевский художественный институт, уже на должность профессора, заведующего кафедрой рисунка. Там он пишет свои известные картины «На собрании» и «Портрет маршала И.С. Конева».


Download
Написание наречий.Правило.
В таблице представлены случаи слитного и раздельного написания наречий. Скачайте и выучите правила.
107286015_0024.jpg
JPG Image 192.1 KB

12.02.2017


8.02.2017

НАРЕЧИЕ

Задание:

1. Переписать текст, вставляя на месте пропусков буквы, чётко указав слитное и раздельное написание.

2. Расставьте недостающие знаки препинания.

3. Озаглавьте текст.

 

Мы продвига…мся медленно поперек лесной реч…нки. Мне н…много жутко так как я н…чего не…вижу, даже воды, но я все…же н…чем н….выдаю своего страха. Наконец мы выход…м на упругий песча…ый берег, н…подалёку от н…большой полянки. Только теперь зам…чаю что ноч.. н….сколько посветлела.

От земли подн..лся туман. На его седом фоне н..ясно вырисовывают…ся ближайшие сосны. В их н…подвижности среди н…кем н…нарушаемой тишины чу…ствуется что…то суровое. Я н…знаю, много ли проход…т времени. Внезапно мой слух пор..жает…ся странными звуками так что я н…вольно вздраг…ваю от н…ожиданности. Что бы это могло быть       Я н…как н...могу определить, ни что это за звуки…  н…откуда они н...сут..ся справа сзади  слева  спереди. Они торопят..ся будто вторят друг другу и лес н..медле…о откл…кает..ся на них звонким и чистым отзвуком. Это журавли…ые стаи начали свою утре…юю переклич..ку  ш..потом гов..рит мне мой спутник.

Стихло. Всё вновь погружает..ся в прежнюю н…чем н...возмутимую тишину. Как я н....прислушивался, н…чего н…мог различить, кроме н….пр…рывного глухого шума.

 


Download
Наречия. Орфограммы.
В папке - таблица с основными правилами написания наречий: суффиксы, НЕ-с наречием, написание через дефис и др.
11878_html_4d09e2a3.png
Portable Network Image Format 609.4 KB

Ещё можно по-другому - так:

 

Наречия на шипящую

 

после шипящих на конце

пишется Ь

вскачь, навзничь, наотмашь

 

исключения

уж, замуж, невтерпеж

 

 

Написание –О и-Е в суффиксах наречий после шипящих

 

под ударением -о

 

без ударения -е

 

свежо горячо

 

неуклюже жгуче

 

 

Дефисное написание наречий

Пишутся через дефис

 

1. Наречия с приставкой по-, окан­чивающиеся на

-ому, -ему, -ски, -цки, -и

по-доброму, по-прежнему, по-одесски, по-немецки, по-волчьи

 

2. Вводные слова с приставкой в –по- , суффиксами -ых-, -их-, -ому-, -ему-  :

                  во-первых, во-вторых,

                  по-видимому, по-моему

 

3. Наречия с  кое-;  -то, -либо, -нибудь,  -таки где-то, когда-либо, куда-нибудь, кое-как, хорошо-таки

 

4. Составные наречия, образованные:

а) повторением одного и того же слова еле-еле, чуть-чуть, видимо-невидимо

б) соединением слов, связанных по смыслу и по звучанию нежданно-негаданно, не сегодня-завтра,

с бухты-барахты, худо-бедно

 

 

Список наречий со слитным написанием

Вблизи, вбок, вброд, ввек, вверх, вверху, вволю, ввысь, вглубь, вда­леке, вдали, вдаль, вдвое, вдвоем, вдвойне, вдобавок, вдоволь, вдогонку, вдоль, вдребезги, вдруг, взад, взаймы, взамен, взаперти, взаправду, вконец, вкось, вкратце, вкривь, вкрутую, влево, вместе, вмиг, внаем, вна­чале, вниз, внизу, вничью, вновь, внутри, внутрь, вовек, вовеки, вовремя,  вовсе, вовсю, воедино, воистину, вокруг, вообще, воочию, восвояси, Мерные, вперед, впереди, вперемежку, вперемешку, вплавь, вполголоса, вполне, вполоборота, вполовину, впопыхах, впору (по мерке), впоследствии, впотьмах, вправду, вправе, вправо, вприкуску, впроголодь, впрок, впросак, впрочем, впрямь, впустую, вразбивку, вразброд, вразвалку, вразнобой, вразнос, вразрез, вразрядку, врасплох, врассыпную, врастяжку, вровень, врозь, врукопашную, всерьез, всецело, вскачь, вскользь, вскоре вслед, вслепую, вслух, всмятку, всплошную, всухомятку, всюду, втайне (сделать втайне, т. е. тайно; но: сохранить в тайне, т. е. в секрете), втихомолку, второпях, втридорога, втрое, втроем, вчетверо, вчетвером, вчерне, вширь.

Добела, довеку, доверху, докрасна, докуда, донельзя, донизу, досуха досыта, дотла, дочиста.

Задаром, задолго, заживо, зазря, замертво, замуж, замужем, заноет заодно, затем, заутра, зачастую, зачем.

Извне, издавна, издалека, издали, изнутри, изредка, искоса, исподволь, исподлобья, исподтишка, испокон, иссиня, исстари.

Кверху, книзу, кряду, кстати.

Набекрень, набело, набок, навек, навеки, наверно, наверное, наверняка, наверх, наверху, навечно, навзничь, навзрыд, навряд ли, навсегда, навстречу, навыворот, навылет, навынос, навыпуск, навытяжку, наглухо, наголо, наголову, наготове, надвое, надолго, наедине, назавтра, назад! наземь, назло, назубок (выучить назубок), наизнанку, наизусть, наискосок, накануне, наконец, накрепко, налево, налегке, налицо, намного) наоборот, наотмашь, наотрез, наперебой, наперевес, наперегонки, наперед, наперекор, наперерез, наповал, напоказ, наполовину, напоследок, на­право, например, напрокат, напролет, напролом, напропалую, напротив, напрямик, наравне, нараспашку, нараспев, нарасхват, наружу, насилу, насквозь, насколько, наскоро, насмарку, насмерть, наспех, настежь, на­столько, настрого, насухо, натощак, наугад, наудачу, наутро, начеку,  начерно, начисто, начистоту, наяву, невдалеке, невдомек, невзначай . невмоготу, невпопад, невпроворот, невтерпеж:, недаром (не без основания), незадолго, незачем, некстати, ненадолго (ушел ненадолго), неод­нократно, неспроста.

Отнюдь, отроду (отроду не видел; но: пятнадцати лет отроду), отсюда, оттого, оттуда, отчасти, отчего.

Поближе, поблизости, побоку, поверх, поверху, повсюду, подавно, поделом, подешевле, подолгу, подольше, подряд, позавчера, позади, поистине, покамест, помаленьку, помалу, помимо, помногу, понапрасну, понаслышке, поневоле, понемногу, понизу, поныне, поодиночке, поочеред­но, попарно, поперек, пополам, попусту, поровну, поскольку, послезавтра,, посреди, посредине (посередине), постольку, потихоньку, потом, потому, поутру, почем, поэтому.

Сбоку, сверх, сверху (сверху вниз, сверху донизу), свысока, сгоряча, сдуру, сейчас, сзади, слева, слишком, смолоду, снаружи, сначала, снизу, снова, совсем, сперва, спереди, сплеча, спозаранку, справа, спросонок, сразу, сродни, сроду, стремглав.

Тотчас.

Чересчур.

 

Список наречий и наречных выражений с раздельным написанием

Без ведома, без оглядки, без отказа, без просвета, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали, бок о бок.

В виде, в диковинку, в заключение, в конце концов, в меру, в насмешку, в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в обхват, в общем, во всеоружии, во всеуслышание, в одиночку, во избежание, во сто крат, в открытую, в отместку, в охапку, в прах, в противовес, в рассрочку, в розницу, вряд, в сердцах, в складчину, вслед за тем, в срок, в старину, в сторону, в струнку, в тиши, в три погибели, в тупик, в упор.

До востребования, до зарезу, до крайности, до неузнаваемости, до отвала, до отказа, до свидания, до сих пор, до смерти, до упаду.

За глаза (заочно, в отсутствие), за границей, за границу, за полночь.

Из-за границы, из-под мышек, из-под мышки, из-под спуда.

Как раз.

Мал мала меньше.

На авось, на бегу, на боковую, на веки вечные, на вес, на весу, на вид, на виду, на вкус, на время, на выбор, на глаз, на грех, на диво, на днях, на дом, на дому, на дыбы, на зависть, на излете, на измор, на износ, на исходе, на корточках, на корточки, на лад, на лету, на манер, на миг, на мировую, на отлете, на отлично, на ощупь, на память, на плаву, на поруки, на при­цел, на редкость, на руку, на рысях, на скаку, на славу, на смех, на совесть, на страже, на убой, на ура, на ходу, на цыпочках, на часах (в карауле), на четвереньках, не в духе, не в меру, не в пример, не за что, не к добру, не к спеху, не к чему, не по вкусу, не под силу, не по зубам, не по плечу, не прочь, не с руки, ни за что, ни за грош, нога в ногу.

Один на один, от мала до велика.

По временам, под боком, под вечер, под гору, по дешевке, под конец, под ложечкой, под мышками, под мышки, под силу, под стать, по двое, под шумок, под уздцы, под уклон, по крайней мере, по одному, по очереди, по преимуществу, по совести, по старинке, по трое, про себя.

С боку на бок, сбоку припёка, с ведома, с виду, с глазу на глаз, слово в слово, с маху, с налета, с наскока, с начала до конца, со всем тем, с раз­бегу, с разгона, с размаху, сходу, с часу на час.

Час от часу.


Копируем себе еще эту таблицу:

Download
107286015_0024.jpg
JPG Image 192.1 KB

на 1.02.2017 лит                 Д/З

1. На уроке литературы  в школе 31.01 мы работали над образом Остапа и написали сочинение-характеристику героя. Теперь готовим характеристику образа Тараса Бульбы.

2. Как готовиться к уроку?

            1) Назовите основные черты характера героя, запишите (через запятую) их в тетрадь.

             2) вспомните(найдите, перечитайте) эпизоды, в которых эти качества Тараса Б. проявляются особенно ярко.

            3)Запишите в тетрадку страницы учебника, на которой находится этот эпизод- на уроке вы зачитаете его, а потом сможете использовать в своем сочинении.

 

Как готовиться самостоятельно???

1. Выполните задание, изложенное выше.

2. Напишите характеристику образа Тараса Бульбы. Для  этого используйте план:

  1) Кто такой Тарас? Какое место он занимает в повести? (главный герой)

   2) Какие три вещи Тарас считает важными для козака? (русская земля, христианская вера, товарищество)

   3) Что вы можете сказать о герое как о старом опытном полковнике? Как и почему он гордится своими сыновьями? Почему сам наказал Андрия? Приведите примеры из  текста.

  4) Как Тарас относится к своим товарищам? Как они к нему относятся? Кем является Тарас для товарищей?

   5) Как Тарас мстит за Остапа  и за товарищей погибших-какие качества мы наблюдаем?

   6)Как погибает Тарас? Чем он озабочен в последние минуты жизни?

7) Над чем задумывается читатель?

           


ЯЗЫК     3-4.02.2017   дистанционно

Тема:

Правописание НЕ с наречиями на-О,-Е.   Для этого

1.ВЫУЧИТе ПРАВИЛО  § 38 НА СТР. 101

Обратите внимание, что 1)правописание наречий на _о,-Е близко существительным и прилагательным;

                                         2)этому правилу подчиняются только наречия на -О,-Е.

                                         3) вспомогательные слова при раздельном написании (орф.№57, стр.101)

                                            выучить    наизусть

2. Выполните упр.242, 243,244


ЗАДАНИЕ 31.01.12, дистанционно:

1.  Спишите тексты и выполните задание ниже.

По всем вопросам обращаться в раздел "контакты" или в соцсети

 

НА (ВО) ВСЮ ИВАНОВСКУЮ

 

В Московском Кремле, у колокольни Ивана Великого, была в старину площадь, называвшаяся Ивановской. Здесь постоянно толпился народ, обменивались слухами и новостями, вступая в торговые сделки. Тут же (ведь ни газет, ни радио тогда не было) «площадные подьячие» и глашатаи громким голосом, на всю Ивановскую, оглашали царские указы и приказы.

 

Так и закрепилось в языке выражение для обозначения особенно громкого крика.

 

 

 

— Какими наречиями можно заменить данное словосочетание?  Устно придумайте с ним предложение.

 

Выпишите из данного текста 2—З наречия и разберите морфологически (см. учебник §37, стр.100).

 

2. Прочитайте текст.

 

 

 

ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА ВДРЕБЕЗГИ

 

Наречия возникли в языке позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других.

 

Так, в древнерусском языке употреблялось существительное дребезг со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом и образовалось наречие вдребезги.

 

 

 

— В каком значении употребляется это наречие? Связано ли оно со значением древнерусского слова? (Да. Вдребезги означает «на мелкие куски».) Приведите примеры с данным наречием. (Например: Стекло разбилось вдребезги.)

 

Данное наречие разберите морфологически.

 

3. К данным фразеологическим оборотам подберите наречия-синонимы.

 

 

 

Встать ни свет ни заря; жить душа в душу; рукой подать; хоть пруд пруди; мчаться во весь дух; работать засучив рукава.

 

 

 


17/01/2017

План работы над сочинением-репортажем

 

Во-первых, необходимо дать название репортажу.

 

Вступление (обосновать тему, изложить конкретный  факт, например: день посещения школы, место её расположения, причины посещения). Вступление должно быть небольшое, но информативное.

 

Основная часть (описание спортивного зла, внешности гимнасток, их действий, поведение. Можно включить интервью с одной из гимнасток)

 

Заключение (делается обобщение, вы выражаете своё мнение о картине или происходящем, личную точку зрения, пожелание)

 

Возможное начало репортажа…

1/«Однажды я увидел красочную афишу, сообщающую об открывающейся выставке. Я немедленно решил посетить картинную галерею. Место, где располагается музей, удивительное......»

2/«Здравствуйте, мы ведем репортаж из детской спортивной школы».

3/«Вы бывали когда-нибудь на тренировке в гимнастическом зале? Я предлагаю отправиться туда прямо сейчас..."

4/«Я стою перед дверью спортивного кабинета, сейчас там девочки-гимнастки. Их так много!..».

5/«Я очень переживала, стояла в коридоре школы и не знала с чего начать. Услышав веселый смех за дверью, я направилась туда…»

 


Слова-связки для использования в репортаже:

 

вводные слова и словосочетания: кажется, по-моему, во-первых, я думаю, вероятно, моё мнение, на мой взгляд и т.п.; 

 

соединительные предлоги и союзы: и, да, в, на, об;

 

наречия: здесь, тут, впереди, сзади, направо, налево, сначала, вверх, вниз, подобно, как будто, словно, точно;

 

местоимения: я, она, ты, к ней, у нее.

 


В "Самоучителе" вы узнаете, как быстро выучить иностранный язык. Здесь вы можете услышать правильное произношение.



24.12.2016

ВНИМАНИЕ!!!

Ниже (см. кнопку "план анализа стихотворения") помещена презентация. Ознакомьтесь с ней, запишите порядок разбора в справочник в раздел V.

Пройди по ссылке внизу-выучи слова, ставь ударения правильно!!!


Чтение летом.

Воспользуйтесь электронным учебником

1.«Илья Муромец и Соловей Разбойник» ,«Вольга и Микула Селянинович»,   «Садко»

2. Из «Повестей Белкина» («Метель»  ; «Станционный смотритель»-кто так и не прочитал - займитесь летом). «Борис Годунов» . «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» 

3.М.Ю. Лермонтов «Демон»

4.Николай ВасильевичГОГОЛЬ (1809-1852)«Тарас Бульба»

5. Н.В. Гоголь «Миргород» (повести – по выбору

6. Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1883).«Бирюк» или «Певцы»

7.Н. В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий»

8.М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

9.Л.Н. Толстой «Детство».«Течение воды», «Три сына»

10.О. ГЕНРИ(Уильям Сидни Портер) (1862-1910)«Дары волхвов» , «Последний листок»

11.Артур Конан ДОЙЛ (1859-1930)«Голубой карбункул» или «Пёстрая лента» (кто не читал -придется...:))

12.Джеймс ОЛДРИДЖ. «Последний дюйм» (особенно мальчикам будет интересно!)

13. Максим Горький.«Детство».

14.Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

Остальные - небольшие, будем читать по ходу работы.

Желаю успехов и прекрасных каникул!!!

 


ПРИЧАСТИЕ


время

спряжение

действительные причастия

страдательные  причастия

НАСТОЯЩЕЕ

I

 

УЩ,

ЮЩ

ОМ

ЕМ

 

II

АЩ

ЯЩ

ИМ

ПРОШЕДШЕЕ

 

ВШ

Ш

НН, ЕНН, Т,    

Н // в краткой форме

примеры

 

читающий мальчик

читавший

читаемый мальчиком

читанный

 

Правописание НЕ с причастием:

 

4. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ -это изменение глагола по лицам и числам.

Что нужно знать?

1) У глаголов есть личные окончания (смотри раздел 2, выделены жёлтым цветом).

2) Окончания бывают ударные и безударные. Ударные окончания звучат чётко,это сильная позиция. Поэтому что слышим, то и пишем. Например: споёшь, споём, стоишь,говорим

3) Безударные окончания -это "опасная"позиция: гласные Е-И звучат одинаково, поэтому можно ошибиться в написании Е-И. Сравните: стел[ие]шь, пил[ие]шь. ( [ие]- И с призвуком Е).

4) Вот поэтому для слабой, безударной позиции существуют правила.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Ко 2-му склонению относятся // если безударные окончания!!!//:                                           +

+* 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть ненавидеть, обидеть,зависеть,терпеть, вертеть+

* 4 на -ать: гнать,держать,слышать, дышать        

* все на -ить, кроме брить, стелить.                   

                        В окончании таких глаголов    пишем  -И-                                             

 +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Все остальные глаголы на -ать, -ять -еть и др. относятся к I спряжению. В окончании таких глаголов пишем букву -Е-

 

Основное значение:1. Вопрос: кто? что? 2. Предмет.

Постоянные  признаки:

1. Одушевленное (кто?)  

 неодушевленное (что?)

2. Собственное (имя, название), нарицательное.

3. Род  мужской -мой стол

           женский - моя парта

           средний- моё место

4.     Склонение  (по окончанию  И.п. ед.числа существительного )

1-е скл -жен. и муж.  род с  окончаниями  -а, -я.

2-е скл. - муж. род  с нулевым окончанием или средн. род с окончаниями -о, -е

3-е скл. - жен. рода с нулевым окончанием. (с мягким знаком на конце)

2. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

ед

мн

1 лицо  я пишу

1 лицо  мы пишем

2лицо   ты пишешь

2лицо   вы пишете

3 лицо  он пишет

               она

               они

3 лицо  они пишут-I спр. = Е

 

 

 

3. ПЕРЕХОДНОСТЬ ГЛАГОЛОВ

1) Выпишите из предложения словосочетание "глагол + сущ в косвенном падеже".

2) Поставьте вопрос и определите падеж.

3) Если сущ.стоит в В.п. без предлога, или в  Р.п. или Д.п. и  обозначает часть от целого, то перед вами переходный глагол.

Например:

Вечерами мы с удовольствием читаем (что?)книги.-В.п.=> гл.переходный

Я положил в чай много (чего?- Р.п.) сахара // (Д.п.) сахару => переходный (ЧАСТЬ ОТ ЦЕЛОГО)

Ваза с цветами стоит (на чём?) на столе.-П.п. и есть предлог => гл. непереходный



А теперь попробуем создать свой рассказ по картине (или картинам) И.И.Шишкина. Для начала рассмотрим картины художника.и выполним задания.

Задание:

1.Запишите названия понравившихся картин. Почему они так называются?

2. Подберите словосочетания "прил.+сущ." к одной из них, чтобы выделить самые яркие особенности картины.

3. Познакомьтесь с памяткой: как писать рассказ по картине.

4. Приступайте. Высылайте свои работы на сайт для публикации.


Как писать рассказ по картине

1.Познакомьтесь с биографией писателя (см. кнопку "Картины И Шишкина"). Выберите тот материал из биографии, который вас заинтересовал, пусть это будет вступительной частью.

2.Вчитайтесь в название ,определите тему своего рассказа.Картина запечатлела мгновение; внимательно рассмотрите ее, что и как изобразил художник.Это станет основной частью.

3. Подумайте, что было до этого, что может произойти после. Оформите рассказ.

Представьте, что это вы путешествуете по лесу (или медвежата?). Расскажите о своем путешествии.

Желаю творческого вдохновения!





   Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

    ..Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, которые нанесены им на полотно. .. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.

  На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

 

(По К. Паустовскому)

 


Задание:

1. Прочитайте биографию писателя.

-Что вас поразило в его биографии?

-Запомните названия картин. Найдите их в Интернете, выберите одну, расскажите о своих впечатлениях.

2. Познакомьтесь с картинами И.И. Левитана, помещёнными на этой странице.

 - Можно ли сказать, какие чувства владели художником в то время, когда он работал над своими картинами?

1) выскажите свои впечатления о картине (на выбор); 2)вчитайтесь в название картин; 3) составьте словосочетания-описания, в которых отразилась бы тема названия.




Еще о существительных и НЕ....


Запомнить:

небрежность невежа невеличка
неверие невзгода невольник
негодник недовес недоделка
недоросль недотепа недруг
незнайка неистовство нелепица
ненастье неряха неурядица
нехватка  

 

   http://www.petrograd.biz/gramota/17.php 


В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОГ
ПРЕДЛОГ «В» С ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ
Приходите В субботу.
Они играют В шахматы.
Спортсмен стреляет В цель.
Турист купил билет В театр.
Девушка звонит В справочное бюро.
Вода превращается В пар.
Этот замок был построен В эпоху Средневековья.
Занятия начинаются В 9 часов.
Журнал выходит 6 раз В месяц.
Спортсменка стреляет В цель

Отчет о проведенном исследовании

На уроке литературы мы провели сравнительный анализ басен ("Лиса и виноград"), созданных разными баснописцами, узнали об истории возникновения и развития этого жанра.

Предлагаю написать отчет об исследовании на тему: "Сходство и различия басен Эзопа, Жана де Лафонтена и И.А Крылова "Лиса и виноград"".


23.10.2015

Молодцы, ребята! Спасибо за отличную подготовку. Отчеты получились правильными, интересными.

Впереди каникулы, поэтому отдыхаем и наслаждаемся баснями Крылова*список в тетрадях по литературе*. План подготовки к игре "Эрудит" будет опубликован позже.


Басня - жанр словесного искусства; небольшое произведение, часто   стихотворение, которое построено на иносказании и содержит нравоучение; действующими лицами  чаще всего являются  басенные звери.

Аллегория - одна из форм иносказания, когда конкретный образ используется для выражения отвлеченного понятия или суждения.

Эзопов язык - речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приёмами для сокрытия прямого смысла.

Мораль - логический, поучительный вывод из чего-нибудь.

Эзоп

 Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» — воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно — до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» — фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.


Жан де Лафонтен

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: "Он зелен -
Пусть им кормится всякий сброд!"
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

 

o  Сброд - люди, принадлежащие к разложившимся, преступным, антиобщественным элементам //Всякий сброд//

o  Праздно - бесцельно, впустую

o  Сетовать - жаловаться

 

Иван Андреевич Крылов

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".

o  Рделись – краснели

o  Яхонты - старинное название рубина, сапфира и некоторых других драгоценных камней //Глаза, как яхонты, горят//.

o  Отколь – откуда

o  Око – глаз

o  Неймёт – не имеет, не воспринимает

Оскомина - ощущение во рту терпкости и вяжущей кислоты. //Набить оскомину ”также перен. : сильно надоесть”.

 


Пройдите по ссылкам в учебник "Светозара" и ознакомьтесь с правилами



Изучаем части речи!!!

                               "ДОМИК"

Морфологический разбор существительных

Непостоянные признаки:

1.                       Число (единственное, множественное)

2.                       Падеж

Именительный

Кто? Что?

подлежащее

Родительный

Кого? Чего?

 

 

дополнение

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чем?

Синтаксическая  роль:

1)подлежащее – кто? Что?             (Кто?) Саша прочел интересную книгу.

2) дополнение- Р-П падежи                  Саша прочел (что?) книгу(В.п.)

3) обстоятельство-                                 Саша (где?) в саду читает книгу

 где,когда

 куда, откуда,

 как, зачем и почему?

каким образом? и др.

4) определение – какой? Чей?         Стихотворение (какое?) "Бородино" написал Ю.М.Лермонтов.

5)  сказуемое –

 Что делает предмет?          Саша читает книгу.  

Что с ним делается?              Книга читается легко.

Каков он?                                   Книга интересна.

 Что такое предмет?           Книга - это лучший подарок!